19 июня состоялось заключительное мероприятие в рамках межфакультетского научно-просветительского лектория, который существует в нашем Университете уже четыре года. Это лекция доцента, кандидата философских наук В. И. Сороковиковой на тему «ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА: пол, гендер, культура» и круглый стол по изложенным вопросам.

Лектор обратила внимание слушателей на то, что в современном социально-гуманитарном знании произошёл целый ряд таких познавательных «поворотов», как социоисторический, антропологический, гендерный, лингвистический, визуальный, когнитивный. Понятие познавательный «поворот» обозначает качественные изменения в системах производства знания и его передачи. В культурологическом знании отчётливо представлен сравнительно новый аспект рассмотрения культуры, получивший название гендерного (от английского слова «gender», обозначающего грамматический род, не природно приписанный человеку, а искусственно сконструированный).

Гендерная проблема — это проблема соотношения природного и культурного, биологического и социального, естественного и искусственного в поведении человека.

Гендерный подход и гендерные различия стали специальным предметом целого направления культурологических исследований лишь во второй половине ХХ века. Рассмотрение человека оставалось в значительной степени абстрактным, пока шла речь о неком существе «среднего рода», в то время как в реальной жизни «разделились беспощадно мы на женщин и мужчин». Это приводит к реальному существованию двух вариантов культуры — мужского и женского, представляющих собой две субкультуры, каждая из которых имеет свою специфику. И возникает вопрос об иерархии отношений между ними, об эволюции каждой из них.

Автор лекции обратилась к обыденному сознанию и опыту, к существованию неких «общепринятых» представлений о мужчинах и женщинах, многие из которых являются в большей или меньшей степени мифологичными: женщина слабее мужчины; женщина руководствуется чувствами, а не разумом; важнейшая функция женщин — деторождение; мужчины активны, женщины пассивны; женщины подчинены мужчинам.

Все эти обыденные представления фиксируют более низкий социальный статус женщины, чем мужчины, что проявляется даже в языке. Лингвисты заметили, что в целом ряде языков одно и то же слово обозначает «человека» и «мужчину» (например, в английском и украинском языках).

Миф отличается от истины тем, что он создает некий образ, за которым отнюдь не всегда стоит реальность. Так, например, одним из наиболее распространённых «гендерных мифов» является мнение о том, что мужчины безусловно способнее («умнее») женщин особенно в технических и математических науках.

Истоки этих представлений обнаруживаются в глубокой древности. Ветхозаветная христианская мифология описывает, что Бог вначале создает из глины и мужчину, и женщину. Мужчину — Адама, женщину — Лилит. Лилит, будучи создана, как и Адам, из глины, заявила о том, что они равны, поссорилась с Адамом и покинула его. Тогда Бог понял свою ошибку, и следующую женщину он уже сделал не из глины, а из ребра Адама, чтобы показать ей, что она является частью мужчины и, следовательно, ни в коем случае не должна бунтовать против него, она должна подчиняться мужчине. Этот миф отражает очень интересный аспект отношений: он показывает, что, с одной стороны, действительно, практически любая культура воспроизводит иерархию мужских и женских отношений (мужчина выше женщины, она подчиняется ему), но при этом существует и сопротивление женщины, явный бунт. И то, что это противоречие встречается даже в ветхозаветном мифе, говорит о древности самого противостояния.

Лектор приводила примеры гендерной мифологии древнего Китая (инь и янь), древней Индии, древней Греции (Афина родилась из головы Зевса). Чертой Античной культуры является маскулинная культура — это культура, в которой социальный статус мужчины намного выше женского, культура, ориентированная на мужественный тип поведения. Примером противоположной феминной культуры (в которой положение женщины является достаточно высоким) может служить Древний Египет. Там женщины могли стать фараонами (не только знаменитая Клеопатра, но и Хатшепсут, жившая ещё во II тысячелетии до н. э.), египетские женщины свидетельствовали за себя в суде, занимались торговлей и предпринимательством.

В средневековье религиозным постулатом стало утверждение Аврелия Августина, о том, что «женщина не может ни учить, ни свидетельствовать, ни судить, ни тем более, повелевать». Полное неприятие женщины, принижение её роли и достоинства можно найти уже в XIX в. у философа Фридриха Ницше. В то же время были философы, весьма уважительно относившиеся к женщине — Жан Жак Руссо, отстаивавший необходимость воспитания и образования не только юношей, но и девушек, Карл Маркс, который выступал за равенство женщин и мужчин. Афоризмом стало и суждение Маркса о том, что «положение женщины — это критерий развития общества».

В лекции была рассмотрена тенденция повышения социального статуса женщин в эпоху модернизации общества в Европе (XVIII–XIX в. в.), эмансипация женщин как элемент модернизации. В результате модернизации возникает индустриальное, а затем и постиндустриальное общество, где все происходящие процессы неуклонно приводят к изменению социального статуса женщин и изменению её социальной роли: женщина осваивала новые профессии, она уже могла получать образование, и с XIX века возникают высшие учебные заведения для женщин. В результате либерализации и борьбы женщин за свои права в конце XIX–начале XX века женщины получают политические права наравне с мужчинами в начале в Новой Зеландии, потом в нескольких штатах США, потом в России в 1917 году после революции.

Культурологические исследования гендерных проблем во многом связаны с феминизмом. Феминизм — широкое общественное движение и философское течение, центральными вопросами которого являются вопросы о месте и роли женщин в обществе.

Лектор обратила внимание слушателей на то, что гендерный поворот, совершённый в социально-гуманитарном знании, должен найти своё отражение и в преподавании соответствующих учебных дисциплин в вузах. Гендерные проблемы могут пройти сквозной нитью через всю систему социально-гуманитарного образования. Например, курс культурологии предполагает рассмотрение неравенства в социальном статусе мужчин и женщин в различных цивилизациях, а также изучение специфики мужской и женской субкультур различных эпох. Гендерное просвещение, проводимое на основе новейших научных исследований, отвечает задаче модернизации высшего образования.