23 января 2017 года в Российском государственном аграрном заочном университете открыт Год экологии работой межвузовского научного семинара «Экофилософия в восхождении к великим философским традициям. Естественно-научное и философское творчество А.Л.Чижевского». Семинар был организован и проведен совместно кафедрой истории и философии РГАЗУ, факультета охотоведения и биоэкологии РГАЗУ и кафедрой истории и философии РЭУ имени Г.В.Плеханова.

С основным докладом-презентацией выступила доктор философских наук, профессор РЭУ имени Г.В Плеханова Э.В.Баркова. В своем выступлении Элеонора Владиленовна обозначила свою научную позицию – между экологией природы и экологией культуры нет жесткого разделения. На современном этапе возникла потребность в новом мировоззрении, а именно - в формировании целостной картины мира. На это нацелена наука экофилософия. Её рассматривают как Всеобщую форму культуры XXI века. Экофилософия способна через регуляцию нашего сознания регулировать экологические процессы мира, устанавливая связь «природа-субъект- человечество». Поскольку сейчас наблюдается размывание самоценности Жизни, экофилософия рассматривает Жизнь как категорию Всеобщего (а не категорию биологии), Бытие как ценность.

В докладе была представлена история экофилософии как самостоятельный раздел науки, в частности, развитие экофилософии в русском самосознании . Первый русский философ В.С.Соловьев задолго до космической эры рассматривал человечество как субъект планетарный, которое в ответе за характер своей деятельности. Повествование о развитии философии космизма в эпоху серебряного века сосредоточилось на личности великого пророка в науке – А.Л. Чижевского. В 1939 году его нарекли именем – Леонардо да Винчи XX века на Международном конгрессе по биологии и физике в Нью-Йорке. Чижевский был не просто естествоиспытателем, он сформировался и как масштабный художник, живописец, смотревший на Природу и Мир с ликованием. Русскую революцию 1917 года он воспринял как элемент Культуры, как творчество. В 1920-м опубликована его работа «Академия поэзии», написанная на волне революции. Он верил, что человек получит возможность изучать и постигать историю культуры, астрономию, физику, архитектуру и приобретет много знаний.

Как ученый-естественник А.Л. Чижевский утверждал: «Все земное пульсирует в ритме Солнца». Он открыл явление «гелиотараксии», то есть влияние солнечных процессов и излучений на эндокринную и нервную системы организма человека. Размышляя глобально, он верил в разумное преобразование мира, нераздельность культуры и природы, что сегодня можно интерпретировать как логику универсальной эволюции.

В планетарном масштабе нужна современная аргументация разумного преобразования мира и именно экофилософия является важным инструментом, методологией, которая помогает миру начать обновление.

В работе семинара приняли участие заведующая кафедрой философии и истории РГАЗУ доктор философских наук, профессор Н.А.Моисеева, заведующая кафедрой экономики Н.И.Литвина, преподаватели, сотрудники и студенты факультетов РГАЗУ: управления и коммерции, охотоведения и биоэкологии, экономического и зооинженерного; преподаватели, аспиранты и студенты РЭУ имени Г.В.Плеханова.

После официальной части на кафедре в неформальной обстановке продолжилось обсуждение поднятых проблем и обмен мнениями. Тема семинара вызвала значительный резонанс, были заданы вопросы, высказаны суждения и принято решение о продолжении встреч в таком формате.