27 октября 2015 г. состоялась вторая открытая лекция в рамках научно-просветительского лектория кафедры философии и истории. На лекции присутствовало большое количество слушателей - 50 человек. Безусловно их привлекла неординарная тема лекции «От средневековой культуры ткачества к современному декоративно-прикладному искусству», где просматривается старинная русская традиция ткачества деревенских, бабушкиных ковриков и дорожек к современным техникам «пэчворк», объёмному ткачеству и др. Перед преподавателями, сотрудниками и студентами нашего университета выступил доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России Виктор Дмитриевич Уваров. Его имя широко известно в художественном мире. В.Д.Уваров – один из немногих художников России, специализирующихся в сложном искусстве таписсерии – ткачестве гобеленов. Его работы - тонкие по замыслу и экспрессивные в своём воздействии на зрителя – сделаны своими руками, на ткацком станке конструкции XVI века. Своё мастерство талантливый художник развивал на основе классического образования, полученного в Венгерской Академии художеств в г. Будапеште.

Эти знания, в частности, нашли отражение в содержании прочитанной лекции, из которой мы узнали о зарождении ткачества золотыми нитями в Европейских монастырях, где эти ковры-гобелены называли – «украшения для божьего дома». Позже у гобеленов появились утилитарные функции – их стали применять для жилищ как престижные вещи интерьера статусные люди, показывая тем самым свой успех. В лекции предстала средневековая Европа – Брюссель, Фландрия (Бельгия) – где развивалось ковроткачество на королевских мануфактурах, а также и другие страны мира, в частности, древнее коптское искусство ткачества у египетских христиан. Автор раскрыл слушателям сакральную природу этого действа, связь с небом, космосом, особенно при исполнении библейских сюжетов на гобеленах, их ткали с особым благоговением.

Лектор продемонстрировал интереснейшую презентацию, слайды, изображавшие гобелены XVI, XVII, XVIII, XIX в.в., рассказал о разной технике и стилях ткачества – мильфлёр (тысячи цветов), барокко, «тысяча складок» (дающий эффект свечения). Сложнейшее искусство ткачества дорогих гобеленов распространилось на произведения Рафаэля: десять его картин «Деяния Апостолов» выткал фламандский ткач Кукси, которого называют фламандским Рафаэлем.

Современное искусство ткачества автор представил через направления, развивающиеся в России - «попарт», «инввайрум», «пэчворк», инсталляции. Очень интересна тема «квадрата Малевича» в современной «текстильной» интерпретации или костюмы по принципу «оригами».

Интерес слушателей выразился в многочисленных вопросах, комментариях и благодарности Виктору Дмитриевичу за высокий научный, художественный уровень лекции и эксклюзивный видеоматериал.