Кафедра экономики РГАЗУ, в рамках системного взаимодействия с Центром ООН, приняла активное участие в мероприятии, на котором также были представлены государственные и научные учреждения, пресса, МГУ.

Данное авторитетное издание исследует глобальные проблемы развития сектора информационно-коммуникационных технологий и неразрывно связанного с ним электронного бизнеса в мире. Детальному изучению подвергаются проблемы развития данной сферы в развивающихся странах, что особенно интересно для российского бизнеса и науки.

Детально были рассмотрены вопросы:

ЮНКТАД разрабатывает индекс электронной торговли «предприятие − потребитель»; Электронная торговля начинает набирать обороты в развивающихся странах; Глобальное картирование киберзаконов вскрывает, несмотря на прогресс, серьезные пробелы; Согласование законодательства − важнейший элемент борьбы с киберпреступностью и обеспечения доверия и защиты потребителей.

Самую высокую готовность к электронной торговле демонстрируют Люксембург, Норвегия и Финляндия. Среди развивающихся стран и стран − развивающихся рынков в группу лидеров вошли страны Восточной Азии − Республика Корея, Гонконг (Китай) и Сингапур. Однако по показателю фактического объема покупок в сети лидируют страны с большим населением − такие, как Бразилия, Китай и Российская Федерация.

Масштабы, в которых люди совершают покупки по сети, существенно различаются. Так, доля людей, совершивших покупки в Интернете, составляет лишь 2% в Египте и Мексике и свыше 60% в некоторых развитых странах, таких как Германия и Англия. В отличие от социальных сетей, где показатели активности в развивающихся странах относительно высоки, доля пользователей Интернета, совершающих покупки по сети, как правило, ниже, чем в развитых странах (диаграмма ниже). Это, возможно, отражает ограниченную покупательную способность и другие сдерживающие факторы, такие как недостаток доверия, ограниченные возможности покупок неразвитость служб доставки.

Доля пользователей Интернета, совершающих покупки по сети и участвующих в социальных сетях, в некоторых странах, 2012/13 год (%)
Источник: ЮНКТАД, на основе данных национальных обследований Евростата

Развивающиеся страны, как группа, приобретают более важную роль и в качестве покупателей, и в качестве продавцов товаров и услуг по сети. При этом более активное использование электронной торговли дает значительный выигрыш для потребителей и рост производительности труда для предприятий, продающих товары с помощью Интернета.

Растут возможности участия развивающихся стран в электронной торговле и получения выгод от неё. Во-первых, выросла связность сети благодаря массовому использованию мобильных телефонов, социальных сетей и росту масштабов использования Интернета. Во-вторых, новые приложения, платформы и платежные решения электронной торговли упрощают ее ведение. В-третьих, в развивающихся странах, в том числе в наименее развитых странах, во все больших масштабах появляются местные компании электронной торговли, чьи услуги учитывают особенности местного спроса.

В то же время асимметрия в доступе к основным рынкам и платформам электронной торговли способна усугубить нынешние диспропорции в электронной торговле. Во многих развивающихся странах продавцы не имеют равного доступа к этим рынкам. Данные Всемирного почтового союза о международных почтовых перевозках мелких пакетов, посылок и бандеролей также показывают, что если развитые страны, а также Азия и Океания имеют большой актив в такой торговле, то Латинская Америка и страны с переходной экономикой импортируют гораздо больше, чем экспортируют.

Для того чтобы высвободить потенциал электронной торговли, необходима политика, направленная на использование потенциала электронной торговли в интересах устойчивого развития. К числу ключевых областей политики относится создание инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, логистика и упрощение процедур торговли, нормативно-правовая среда (UNCTAD/PRESS/PR/2015/4), электронные платежи, а также развитие платформ и повышение квалификации кадров в сочетании с созданием благоприятной международной среды.

Международный диалог и сотрудничество имеют решающее значение для содействия бесперебойному ведению электронной торговли при одновременном расширении выгод электронной торговли. Особое внимание необходимо уделять формированию оптимальной нормативно-правой базы международной торговли, формированию потенциала и системе налогообложения. У электронной торговли есть перспективы и всё необходимое, чтобы стать существенным фактором устойчивого развития мировой экономики.

Кафедра экономики РГАЗУ - профессор КОМАРОВ В.В.