Кафедра экономики РГАЗУ системно сотрудничает с Отделом иностранных документов Российской Государственной Библиотеки (бывшей библиотеки им. В.И.Ленина) и Представительством Организации Объединённых Наций – ООН в России. Студенты и преподаватели Университета, желанные гости в стенах этих статусных организаций и принимают активное участие в проводимых ими конференциях, брифингах, выставках по проблемам: развития современной отечественной, мировой экономики и сельского хозяйства; внешнеэкономической деятельности; «зелёной экономики»; сохранения окружающей среды; совершенствования высшего образования в России и мире (фото 1).


Фото 1. Студенты и преподаватели РГАЗУ в Информационном Центре ООН в Москве

***

29 апреля 2015 года, мы были приглашены в Информационный Центр Представительства ООН на вечер, посвященный Всемирному дню свободы печати (World Press Freedom Day), отмечаемому ежегодно 3 мая с 1994 года, по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Всемирный день свободы печати является напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Необходимо защищать эти права, поскольку они представляют собой основу демократии и оказывают реальное воздействие на жизнь людей во всем мире. Каждый год этот День посвящен определённой теме. Ниже представлена выборка тематики за несколько прошедших лет, представляющая всё многообразие проводимых работ:

2010 год — «Свобода информации: право знать»;

2007 год — «Свобода печати, безопасность журналистов и прекращение безнаказанности»;

2006 год — «Средства массовой информации как движущая сила перемен»;

2004 год — «Освещение и недостаточное освещение событий: кто решает?»;

2003 год — «Средства массовой информации и вооруженный конфликт».

Суть задач развития свободной прессы в мире вытекает из представленного фрагмента совместного послания Генерального секретаря ООН и Генерального директора ЮНЕСКО (комитет ООН по вопросам образования, науки и культуры): «Журналистика обеспечивает платформу для фактологически обоснованной дискуссии по целому ряду вопросов, связанных с развитием, — от решения экологических проблем и вопросов научного прогресса до гендерной проблематики, обеспечения вовлеченности молодежи в созидание и миростроительства. Надлежащее государственное управление может существовать только в условиях, когда журналисты могут беспрепятственно осуществлять мониторинг, расследовать и критически высказываться в отношении политики и действий властей».

***

В этом году День свободы печати отмечается под девизом: «Свобода СМИ – залог лучшего будущего. Определение повестки дня в области развития на период после 2015 года». Традиционным является обращение, по этому поводу, к политической карикатуре - весьма эффективному инструменту в распоряжении современных СМИ. В Центре ООН состоялось торжественное открытие выставки работ крупнейших российских художников-карикатуристов, известных как Группа «Дети абсурда», в составе: Виктора Богорада, Михаила Златковского, Игоря Смирнова, Сергея Тюнина, Михаила Серебрякова.

Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся не заголовками или сопровождающими текстами, а преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Не нуждается в доказательствах тот факт, что карикатура является одним из наиболее острых и эффективных инструментов в арсенале прессы. Она играет важную роль в формировании общественного мнения, в продвижении одних идей и тенденций и ниспровержении других. Оригинальный, интересный рисунок может воздействовать гораздо сильнее, чем большая статья. Изображение воздействует на умы людей быстрее и непосредственнее слов.

Директор Центра ООН Александр Горелик, отметил, что карикатура, чей язык универсален и понятен без слов, является уникальным жанром, отражающим проблемы и парадоксы современного мира. В то же время он подчеркнул этическую ответственность художника, необходимость самоконтроля, позволяющего улавливать грань между острой сатирой и необдуманно резкими выпадами, способными нанести оскорбление чувствам и верованиям людей.

***

Выставка, безусловно, очень интересна и многообразна по затронутым темам, по художественному видению и графическому исполнению работ, по индивидуальному подходу художников. Порадовали С.Тюнин (окончил Московский текстильный институт) и М.Серебряков (окончил Волгоградский инженерно-строительный институт). Интересен лист С.Тюнина (фото 2), на котором американский «Кукловод» манипулирует парусами корабля под названием Евросоюз. М.Серебряков представил (фото 3) украинского президента Петра Порошенко, (крупнейшего производителя кондитерских изделий на Украине под брендом группы « Рошен», которая принесла ему состояние и прозвище «шоколадный король») как человека, с конвейера которого сходит агрессия, покрытая маскирующем слоем шоколада – «Танки в шоколаде». Тот же автор видит (фото 4), как в песочных часах Времени происходит «Деформация Времён Украины», меняющая окраску, сущность и приоритеты страны.


Фото 2. Сергей Тюнин - «Кукловод»


Фото 3. Михаил Серебряков - «Танки в шоколаде»


Фото 4. Михаил Серебряков - «Деформация Времён Украины»

Однако, особого моего интереса заслужили работы питерца - Виктора Богорада. Интересно, что он, не профессиональный художник - окончил в Ленинграде Электротехнический институт имени В.И.Ленина, работал радиоинженером, но одновременно и художником-карикатуристом. Талант был очевиден! Подтверждение тому - персональные выставки: «Галерея 10-10» (Ленинград, 1989); вЦюрихе (1990 Швейцария); вШвице (1991; Швейцария). Он обладатель 16 международных премий (Италия, Югославия,Турция, Польша и др.) и российской ежегодной профессиональной премии « Золотой Остап» (1992). Многие карикатуры В.Богорада находятся в частных коллекциях Германии, Швейцарии, США. С 2003 года он является вице-президентом Федерации европейских картунистических организаций от России (штаб-квартира — Брюссель).

Виктор, сегодня, один из самых интересных, интеллектуальных и востребованных художников и его представление о современном искусстве карикатуры очень значимо. «Доброе утро» (фото 5) станет чудовищным, если в вашу дверь позвонят головорезы. «Уличный скрипач» (фото 6), вынужден играть за гроши, а держиморда от власти имеет право досматривать его ноты на предмет цензуры и лояльности. Следующая работа совершенно иная, лирическая – «Прощание» (фото 7) моряка и девушки. Боль разлуки столь осязаема, что даже слёзы здесь не главное. Волосы девушки встают дыбом и даже их кончики принимают геометрическую форму кончиков ленты на бескозырке любимого. Разлука и страдание отступают, а всеохватывающее единение становится полным и вселенским…


Фото 5. Виктор Богорад – «Доброе утро»


Фото 6. Виктор Богорад – «Уличный скрипач»


Фото 7. Виктор Богорад – «Прощание»

***

Надеюсь, что всем доставит удовольствие знакомство с лучшими и интереснейшими образцами современной карикатуры.

Профессор кафедры экономики РГАЗУ – Комаров В.В.