Лилия Николаевна много лет проработала в специализированном изыскательском и экспериментально – проектно – испытательно - конструкторском институте Минэнерго СССР - Гидроспецпроекте. Она принимала участие в проектировании, строительстве и запуске в эксплуатацию Устьилимской ГЭС, Зейской ГЭС, Саяно-Шушинской ГЭС, Колымской ГЭС, плотины Андижанского водохранилища, а также самой высокой в СССР арочной плотины Ингури ГЭС. Сейчас свой колоссальный опыт в области проектирования и строительства гидротехнических сооружений доцент Рыжанкова Л.Н. применяет в педагогической практике для обучения студентов инженерных специальностей.

На лекции присутствовали студенты 4 курса факультета энергетики и охраны водных ресурсов, для которых прозвучавшая информация представляла профессиональный интерес, а также преподаватели разных факультетов: экономического, ЭиОВР, МиТС, ИКМИТ.

В своей лекции доцент Л.Н. Рыжанкова подчеркнула, что при строительстве гидросооружений происходит процесс изменения как природной экосистемы (рельефа поверхности, водного объекта, флоры, фауны), так и социально-экономических условий жизни населения, проживающего в зоне влияния сооружений. Человеком создается новая искусственная экотехносистема, повышающая потребительскую стоимость компонентов природы.

Гидротехнические сооружения, являющиеся элементами сложной объёмно-пространственной структуры, функционально и композиционно тесно связаны с другими природными и искусственно созданными элементами. Зачастую они входят в состав гидроузлов, представляющих определённым образом организованное пространство для удовлетворения общественных потребностей человеческого сообщества.

Совокупность гидротехнических сооружений, объединённых общностью целей и расположенных на небольшой территории, принято называть комплексным гидроузлом. В общем случае в состав гидроузла входят: плотины; сооружения гидроэлектростанций; сооружения водного транспорта (шлюзы, судоподъёмники); сооружения для борьбы с наносами; рыбопропускные сооружения; лесосплавные сооружения; водосбросные сооружения; берегоукрепительные и выправительные сооружения.

Несмотря на такое разнообразие гидротехнических сооружений, все они имеют общую особенность – постоянное взаимодействие с водным потоком. Наряду с чисто функциональными параметрами к основным эксплуатационным показателям гидроузлов относятся и факторы архитектурного соответствия назначению сооружения – форма конструкций, фактура их поверхности, цвет, освещение и пр.

Профессионализм, блестящее владение материалом, энтузиазм и любовь к своей профессии, выраженные в чрезвычайно интересных слайдах с чертежами и фотографиями гидротехнических сооружений, большинство из которых были сделаны лично лектором, подкупили аудиторию. Преподаватели гуманитарных дисциплин признались, что даже им было очень интересно слушать лекцию, т.к. в ней были затронуты вопросы взаимодействия человека и природы, ответственности инженера перед будущими поколениями. Вообще, когда смотришь на снимки величайших ГЭС, испытываешь преклонение перед мощью и силой человеческого разума! Сколько знаний, сил и труда нужно, чтобы создавать такие колоссальные сооружения и какая громадная ответственность лежит на их создателях! Хочется верить, что будущие инженеры, присутствовавшие в аудитории, тоже это почувствовали.